Информационное обеспечение финансового анализа


Понятие, цель и задачи финансового анализа

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Финансовый анализ - это часть экономического анализа, связанная с исследованием финансового состояния и финансовых результатов организации на основе данных ее финансовой отчетности.

Предмет финансового анализа - финансовое состояние и финансовые результаты организации.

Объект финансового анализа - формы финансовой отчетности организации.

Основная цель финансового анализа - разработка соответствующих рекомендаций для ее пользователей.

В ходе анализа дается оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и создание на их базе новой информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.

Цель финансового анализа достигается в ходе решения ряда аналитических задач, которые в наиболее общем виде могут быть сформулированы следующим образом:

• дать оценку имущественного положения организации;

• оценить финансовую устойчивость организации;

• оценить платежеспособность и ликвидность организации;

• выполнить анализ формирования финансовых результатов ор­ганизации;

• проанализировать распределение и использование прибыли организации;

• рассчитать и проанализировать показатели деловой активности (оборачиваемости, рентабельности) организации;

• осуществить комплексную оценку финансового состояния ор­ганизации;

• предложить комплекс рекомендаций, направленных на повышение финансовых результатов и улучшение финансового состояния организации;

• прогнозировать финансовые результаты и финансовое состояние организации.

Различают внутренний и внешний финансовый анализ, которые существенно отличаются по своим целям и содержанию.

Внутренний финансовый анализ экономического субъекта представляет собой процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала предприятия.

Внешний финансовый анализ - это процесс исследования финансового состояния экономического субъекта с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют его методы для принятия соответствующих конкретных решений.

Проведение финансового анализа основывается на следующих принципах:

- необходимость составления четкой программы анализа, включающей проработку макетов аналитических таблиц и алгоритмов расчета основных показателей;


- схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному», другими словами, вначале дается описание общих характеристик анализируемого объекта, а затем анализируются отдельные его части;

- необходимость тщательного анализа любых отклонений от нормативных или плановых значений показателей;

- обоснованность используемой совокупности критериев каче­ственной и количественной оценок.

Финансовый анализ позволяет представить всю информацию о деятельности организации в виде финансовых отчетов. Их ценность заключается в том, что в них отражаются данные о финансовом положении организации на определенный момент времени и достигнутых результатах за прошедший период, которые могут быть использованы для прогнозирования будущих доходов, дивидендов и величины свободного денежного потока.

Для руководителя предприятия значение бухгалтерских (финансовых) отчетов состоит не только в предвидении будущих условий деятельности организации, но, что еще более важно, в планировании управленческих решений, способствующих его эффективному развитию на перспективу.

Анализ текущего финансового состояния предприятия является необходимым условием при разработке финансового плана.

Информация - своевременное качественное получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия взвешенных управленческих решений.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, регламентируются ПБУ 4/99.

Пользователем бухгалтерской отчетности признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации.

Внутренние пользователи - лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций.

Внешние пользователи - сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Они подразделяются на следующие группы:

• лица, не работающие в организации, но прямо заинтересованные в успешной ее деятельности (акционеры, инвесторы, кредиторы, покупатели и др.);

• лица, непосредственно не принимающие участия в работе организации, но имеющие косвенный финансовый интерес - налоговая служба, государственные органы управления, различные финансовые институты и участники фондового рынка (страховые компании, биржи, дилеры, брокеры и др.);

• лица, не имеющие финансового интереса, кроме делового сотрудничества: аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др.

Для пользователей особенно важна качественная и полезная бухгалтерская информация. Группировка пользователей бухгалтерской информацией представлена в табл. 1.1.

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» устанавливается обязательный состав бухгалтерской отчетности организаций, согласно которому она, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из следующих форм:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

Таблица 1.1

Пользователи бухгалтерской информацией

Бухгалтерская информация
Внутренние
пользователи
Внешние пользователи
Имеющие
прямой
финансовый
интерес
Не имеющие прямого финансового интереса Без финансового
интереса
Налоговые
органы
Профессиональные участники фондового рынка Органы по управлению экономикой, обществом Прочие группы
Аппарат управления фирмой:
- директор,
- генеральный директор,
- дирекция,
- совет директоров
Собственники
Руководители
Персонал
Настоящие
или потенциальные:
- инвесторы;
- кредиторы;
- поставщики;
- будущие акционеры;
- покупатели.
Министерство
По налогам и
сборам РФ:
- федеральное;
- на уровне
субъектов
Федерации;
- районные
налоговые
инспекции
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
Дилеры
Брокеры
Депозитарии
Фондовые биржи
Прочие
Министерство экономического развития и торговли РФ;
Министерство финансов РФ;
Другие
правительств.
органы;
Профсоюзы
Аудиторские фирмы.
Органы статистики. Общественные профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.
Арбитраж.
Прочие.

Основной формой бухгалтерской отчетности является форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Баланс отражает состояние активов в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает их структуру и источники их образования в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта и его финансовое состояние.

Структура бухгалтерского баланса представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура бухгалтерского баланса предприятия

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном состоянии организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. Последнее достигается сравнением балансов за ряд отчетных периодов.

Важнейшим показателем, характеризующим работу хозяйственного органа, являются прибыли и убытки. Данные о порядке формирования финансового результата работы содержатся в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках». Совокупный финансовый результат (прибыль или убыток) включает:

• прибыли и убытки от продажи продукции (работ, услуг) определяются как разница между выручкой от продажи товаров (работ и услуг) (за минусом НДС и акцизов и др.) и себестоимостью проданных товаров (работ и услуг);

• операционные доходы и расходы. В состав операционных доходов включаются поступления: от предоставления за плату во временное пользование активов; от участия в уставных капиталах других организаций; прибыль от совместной деятельности; от продажи основных средств и других активов и др. К операционным относят расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов, участием в уставных капиталах других организаций, по продаже основных средств, проценты, уплаченные за пользование кредитами и займами;

• доходы и расходы по внереализационным операциям. В состав внереализационных доходов и расходов включаются штрафы, пени, неустойки, полученные и уплаченные за нарушение договорных обязательств; стоимость полученных (переданных) активов безвозмездно по договору дарения; прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы кредиторской (депонентской) задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы;

• чрезвычайные доходы и расходы (страховые возмещения, стоимость ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению активов, расходы, возникающие в связи с устранением последствий стихийных бедствий).

В отчете о прибылях и убытках все данные приводятся в сравнении с предыдущим годом, что позволяет анализировать их в динамике.

Все показатели в этом виде документа имеют потоковую природу и измеряются в рублях за год (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура отчета о прибылях и убытках

Показатели о состоянии и изменении капитала хозяйствующего субъекта содержатся в форме №3 «Отчет об изменении капитала». В отчете приводятся данные о начальном и конечном остатках капитала, его увеличении и уменьшении.

В отчете об изменении капитала представлены показатели стоимости чистых активов, используемые для оценки ликвидности организации. Под чистыми активами понимают разницу между суммой активов хозяйствующего субъекта, принимаемых к расчету, и суммой обязательств, принимаемых к расчету.

Наличие и движение (поступление и расходование) денежных средств представлено в форме №4 «Отчет о движении денежных средств» по видам деятельности.

В приказе Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» выделены следующие виды деятельности:

• текущая, под которой понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, т. е. производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.;

• инвестиционная - деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.);

• финансовая - деятельность организации, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств и т. п.).

Детализация ряда показателей бухгалтерского баланса, характеризующих качественную работу организации, приводится в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Вся информация, содержащаяся в этом отчете, позволяет проследить состояние и движение заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества, финансовых вложений, социальных показателей и др.

Составной частью годовой бухгалтерской отчетности является пояснительная записка. Содержание пояснительной записки должно соответствовать ПБУ 4 /99.


0 комментов

22 марта 2017

Вставить свои 5 копеек